…рческую атмосферу, использовали разнообразные нетрадиционные формы проведения, вызвали интерес учащихся.

 

 

 

Методическая самообразовательная работа учителя рассматривается как целостная система, направленная на достижение конечных результатов – промежуточных и конечных. Её цель – повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного курса, его усовершенствование.

 Существует прямая зависимость результатов развития  системы образования от повышения профессионального потенциала педагогов. 

В истекшем учебном году 15 учителей прошли курсы повышения квалификации в ПАПО. Директор школы Мельникова Г.А. получила два красных диплома о профессиональной переподготовке: диплом АСОУ по программе « Менеджмент в образовании» и диплом Института технологии туризма по той же программе.

В прошедшем учебном году Иванцова И.В., Жарикова Л.И. подтвердили высшую квалификационную категорию, прошла аттестацию в новой форме Пушкина В.Н., Солдатова Н.Ю. (1 кв. категория). Курсы повышения квалификации в ПАПО (72 часа) посетили  Пушкина В.Н., Григорян Р.Г., Алексеева Л.Н., Кузнецова И.Г., Пахомова И.Н., Бабенко О.А., Панарина О.И., Сучкова О.А., Пахомова И.Н., Шубинская Е.С.

 

     Основную  часть педагогического коллектива составляют опытные, грамотные, высококвалифицированные педагоги, способные к инновационной деятельности, разработке и внедрению новых форм работы с учащимися и их родителями.

    Пять педагогов являются авторами программ факультативных и элективных курсов: Колембет Г.И., Бабенко О.А., Шубинская Е.С., Демидова Л.В., Иванцова И.В.

Спектр образовательных услуг

 

Школа создает все необходимые предпосылки, условия, механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям, проживающим в микрорайоне. Все они охвачены всеобучем и находятся во внимании педагогического коллектива. В школе была организована работа двух групп продленного дня в начальной школе.

В работе с учащимися школа руководствовалась Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования Московской области, управления образования   Пушкинского района.

Учебный план на 2011-12 год был составлен на основании Базисного учебного плана ОУ  РФ 2004г. и сохранял в необходимом объеме содержание образования, являющегося необходимым на каждой ступени обучения.

Общеобразовательные классы реализовывали государственные программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитывались индивидуальные особенности классных коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования.

В профильных классах использовались  образовательные программы для  социально-экономического профиля.

Уровень учебной нагрузки не превышал предельно допустимого.

Расписание уроков по возможности составлено с учетом шкалы трудности предметов.

Школьный компонент был распределен на изучение предметов базисного плана, на факультативные занятия и элективные курсы по разным предметам, преподавание информатики, МХК, второго иностранного языка с 5 класса в классах повышенного уровня, расширенное изучение предметов: обществознание, география, экономика, право в профильных и предпрофильных классах.

 

В режиме 5-дневной недели построен учебный процесс в 1а, б, в;  2 б, в;  3в, б, г ;  4б, в; классах.

В режиме 6- дневной недели –  2а; 3а; 4а; 5а, б, в; 6а, б, в; 7а, б, в; 8а, б, в; 9а, б, в; 10; 11; классах.

 

Продолжительность урока – 45 минут.

 

    Структура учебного плана отражает общие направления работы образовательного учреждения в статусе школы с социально-экономическим профилем. Учебный план позволяет создать сбалансированность между циклами предметов, отдельными предметами, соблюдается преемственность между ступенями и классами. Учебный план построен с учетом уровня подготовки учащихся:

  1. для общеобразовательных классов;
  2. для многопрофильных и предпрофильных классов;
  3. для классов социально-экономического профиля.

Учебный план МБОУ Пушкинская СОШ №6 состоит из двух разделов:

первый раздел составлен на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ и включает в себя учебные планы по ступеням образования:

1 ступень – начальное образование (1-4 классы) 

2 ступень – основное общее образование (5-9 классы)

3 ступень – среднее (полное) общее образование (10-11 классы)

второй раздел включает учебные программы, направленные на удовлетворение образовательных запросов школьников и их родителей.

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Реализация государственного стандарта начального общего образования обеспечивается учебным планом для 1-4 классов, который способствует овладению обучающимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, позволяющим продолжить образование на следующей ступени.

Учебный план для начальных классов рассчитан на 33 учебных недели в год для 1 классов, 34 учебных недели в год для 2-4 классов.

С целью адаптации младших школьников, охраны и укрепления физического и психологического здоровья учебная нагрузка в 1 классах распределяется следующим образом:

 - в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый с использованием динамических пауз, в течение которых организуются подвижные игры, зарядка для глаз, упражнения для различных групп мышц.

 - со II четверти – 4 урока по 45 минут каждый (также с динамическими паузами).

Этому способствует и длительность перемен между уроками:

1 – 10 минут

2 – 15 минут

3 – 15 минут

4 – 15 минут

Расписание уроков строится с учётом дневной и недельной нагрузки и работоспособности обучающихся. Использование методов здоровьесберегающих технологий, кинесиологических упражнений помогает снять общее, зрительное, эмоциональное утомление, обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, улучшение координации движений, тренировку мышц спины.

В базовую часть учебного плана включены обязательные для изучения учебные предметы, которые направлены на овладение учащимися грамотной устной и письменной речью, на освоение основ математических знаний, знаний об окружающем мире.

За счёт школьного компонента увеличено на 1 час количество часов на изучение

математики во 2-4 классах.

Во 2а, 3а, 4а классах введён предмет Мировая художественная культура – 1 час в неделю, целью которого является введение обучающихся в мир художественной культуры, развитие эстетического вкуса, умения ориентироваться в пространстве и времени.

В рамках предмета «Окружающий мир» предусмотрено изучение основ безопасности жизнедеятельности, правил дорожного движения.

В начальной школе работает 8 учителей, 2 воспитателя ГПД. Из них высшее образование имеют 4 человека, среднее специальное – 4 человека. Имеют высшую категорию-4 человека,1 квалификационную категорию-4 человека.

Учителя начальных классов, работая над методической темой, всё больше связывают процесс обучения с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.

В школе работали две группы дошкольной подготовке (37 человек) по образовательной программе (школа 2000), развивающей мыслительные и творческие способности детей.

В июне каждый год открывается летний оздоровительный лагерь дневного пребывания, который работает с 8.00 до 17.00. В этот период дети получают полноценное питание, соблюдают правильный режим дня с послеобеденным отдыхом. Для развития двигательной и познавательной деятельности проводятся спортивные и культурно-массовые мероприятия. Дети посещают занятия в Доме творчества, принимают участие в выставках рисунков, творческих поделок, посещают районную детскую библиотеку

 

Успеваемость в начальной школе в 2011-2012 учебном году:

на «5» - 18 человек

на «4» и «5» - 138 человек

% качества знаний составляет - 58%

Результаты независимой итоговой аттестации выпускников начальной школы следующие:

Математика                          писали работу

                                               на «5» - 40 чел. - 36%

                                               на «4» - 47 чел. – 43%

                                               на «3» - 23 чел. – 21%

                                               итого – 110 чел.

Процент качества – 79%

Русский язык                        писали работу

                                               На «5» - 18 чел. – 16,4%

                                               На «4» - 62 чел. - 56,4%

                                               На «3» - 30 чел. – 27,2%

                                               Итого – 110 чел.

Процент качества – 73%

Количество учащихся , получивших «4» и «5»:

По русскому языку – 80 чел.

По математике – 87 чел.

Средний балл по математике – 4, по русскому языку – 4.

Качество обучения математике:

4а класс – 100 %

4б класс – 81%

4в класс – 75%

4г класс – 62%

Качество обучения русскому языку:

4а класс – 90%

4б класс – 67%

4в класс – 75%

4г класс – 56%

Всего по итогам учебного года:

на «4» и «5» по русскому языку учится 164 человека,

          по математике – 187 человек

            Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач начальной школы. В ней идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению и слушанию.

            В октябре в 1-а классе (кл. руководитель Чернова М. А.) были проведены «Пушкинские чтения». Все учащиеся приняли участие в конкурсе чтецов, поделок. Литературные викторины помогли ребятам вспомнить сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.

            Обучающиеся начальной школы приняли участие в районном конкурсе сочинений «Моя семья». Призовые места заняли учащиеся 4-а класса А. Панеева (учитель Кондратьева), В. Гамалий, С. Яблонская. За участие в конкурсе «Права человека» грамотами отмечены обучающиеся 4-а класса Е. Голованова, С. Яблонская, К. Калинина (кл. рук. О. А. Кондратьева).

            С целью выявления и поддержки одарённых детей учащиеся начальной школы приняли участие в слёте младших школьников района «Ростки». По окружающему миру 1 место занял ученик 4-а класса А. Беговаткин, по развитию речи  - 2 место занял В. Кулабухов (4-а класс), по русскому языку – 3 место у С.Яблонской (4-а класс) (кл. руководитель – О. А. Кондратьева). Учащиеся начальной школы (71 человек) участвовали также в интеллектуальном марафоне, организованном Академией социального управления. Участникам марафона вручены сертификаты. На школьном этапе 1 место заняла ученица 1-а класса Никушина Е. (кл. рук. Чернова М.А.)

            Ученик 2-а класса Кожуркин В. (кл. рук. И.Н.Пахомова) занял 2 место по математике, а ученица 3-а класса Сысоева А. – 3 место по английскому языку (учитель Л. П. Федотова) в районной олимпиаде младших школьников «Умники и умницы». Им были вручены грамоты.

             В школе работали 2 группы продлённого дня ( руководители Тряпкина С. А., Сметанина М. А.), 2 группы дошкольной подготовки, которые вели Кондратьева О. А., Алексеева Л. Н. Используя инновационные технологии обучения, методы здоровьесберегающих технологий, педагоги проводили занятия на высоком уровне.

            Воспитатели ГПД работали в тесной связи с классными руководителями, что помогло в индивидуальной работе с учащимися восстанавливать пробелы в знаниях, своевременно оказывать помощь и устранять недостатки. Отдых и занятия чередовались согласно расписанию работы ГПД. Дети были обеспечены горячим питанием.

            Многие учащиеся посещали различные кружки, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

            В учебном году было проведено 5 заседаний ШМО, где рассматривались темы: «Адаптационный период младших школьников и повышение мотивации учения», «Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка, математики, литературного чтения», «Проектная деятельность», изучение ФГОС, «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников».

            Совместно с психологом Колембет Г. И. проходили практические занятия на темы личностно направленного обучения, диагностика учащихся, проводилась индивидуальная работа с родителями.

            Заседания ШМО способствовали обогащению знаний учителей, развитию мотивов творческой профессиональной деятельности, помогали находить пути улучшения преподавания, знакомили с новыми образовательными стандартами.

 

  В 2011-2012 учебном году учителями начальной школы были поставленны следующие задачи:

1. Обеспечить условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики.

2.Создавать условия для эффективного и оптимального практического усвоения учащимися нового стандарта.

3.Формировать, развивать и сохранять у учащихся интерес к процессу обучения.

4.Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей путём включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для каждого обучающегося своего пути усвоения учебного материала.

5. Объединять усилия школы, семьи, общественности в деле совершенствования обучения и воспитания учащихся, основываясь на положительных национальных традициях.

 6. Усилить психолого-педагогический аспект для успешного осуществления задачи сохранения здоровья учащихся и для пропаганды здорового образа жизни.

7.Продолжать работу по повышению квалификации учителей и обобщению педагогического опыта.

8. Совершенствовать воспитательный процесс, состоящий в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

  1. В основном поставленные задачи на 2011-12 учебный год были выполнены. Учебные программы пройдены по всем предметам. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставились перед коллективом.
  2. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Большинство учителей школы объединены в МО. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь учителям. Повысился профессиональный  и образовательный уровень педагогического коллектива. Учителя школы овладевают компьютерными технологиями. Тематика заседаний МО и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, возросло число учителей, участвующих в инновационных процессах.

 

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

Основное общее образование обеспечивает:

- преемственность основного общего и среднего образования;

- условия становления и формирования личности учащегося для развития интересов, склонностей и способностей каждого к различным областям знаний, к социальному и профессиональному самоопределению;

- фундамент общего образования необходимый для получения различных видов среднего образования и полного включения в социокультурную жизнь.

  На этой ступени за счет часов школьного компонента для усвоения учебного материала и формирования умений и навыков увеличено количество часов по русскому языку (5-9 классы), математике (5-9 классы), введен второй иностранный язык (французский язык) в 7,8,9 классах, введено изучение информатики в 5а, 6а,7а классах. За счёт вариативной части учебного плана ввелись факультативы: «Решение задач по физике» в 8 классе, «Французский язык для начинающих» в 7 классе, «Занимательная физика» в 7 классе, «Тропинка к своему Я» в 5-6 классах.

   В предпрофильных классах введены элективные курсы «Эстетика», «Азбука трудоустройства» и   «Рекреационная    география». Для приобщения школьников к духовной культуре, общечеловеческим ценностям, воспитания художественного вкуса введен курс «Мировая художественная культура».

 

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

    Учебный план третьей ступени образования построен на основе социально-экономического и универсального профилей.

     Выполняется федеральный и региональный компонент государственного образовательного стандарта. Школьный компонент реализуется предметами «Экономика», «Право», «экономическая и социальная география», увеличено количество часов по математике и русскому языку. Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Введены курсы «Критерии успешности личности», «Азбука трудоустройства», «Психология общения, конфликтология», «Моя профессиональная карьера», «Россия и мировой рынок», «Международные экономические отношения», «Изучение французского языка – это один из аспектов изучения цивилизации Франции», «34 урока подготовки к ЕГЭ»    В учебный процесс внедряются информационно-коммуникативные технологии, которые успешно реализуются в интегрированных уроках и проектной деятельности. Использование сети Интернет, в стенах школы, позволяет учащимся приобщаться к научно-практической и исследовательской деятельности (рефераты, доклады, портфолио, презентации и т.д.). 

    В школе организован и работает психолого-педагогический консилиум, целью которого является разработка и планирование единой программы индивидуального сопровождения ребенка в процессе  воспитания и обучения. 100% обучающихся школы получают психологическую поддержку. Проводятся психолого-педагогическое изучение детей с целью выявления факторов нарушения обучения, адаптации и школьной мотивации и определения компенсаторных и коррекционных возможностей. Работа психологической службы распространяется по всем направлениям психологической помощи: диагностирующая, коррекционная, консультативная, профориентационная. Для развития самосовершенствования и личностного роста учащихся проводятся тренинги, тренинги самопознания и игровые занятия. Ведется просветительная работа с родителями и педагогами по вопросам психологического развития ребенка в норме и патологии, нарушения адаптации и конфликтных ситуаций. Проводятся многоаспектные  исследования результатов социального благополучия и волевых качеств учащихся.

Работа осуществляется школьным психологом Колембет Галиной Ивановной. Это направление ориентирует учащихся на определение и выбор профессии, формирует активную жизненную позицию обучающихся, которая позволяет добиться успехов в профессиональной карьере и личностном росте, целенаправленно открывает обучающимся их тндивидуальный личностный потенциал. С целью повышения качества усвоения учебного материала с учащимися 9-х классов была проведена формирующая работа по развитию оперативной памяти. По результатам работы была получена положительная динамика объема памяти. 70% учащихся улучшили память в среднем на 26%. 

  С целью успешной подготовки и сдачи ЕГЭ с учащимися 9-х и 11-х классов проводилась работа по обучению методам снятия эмоционального напряжения в условиях стресса и методам саморегуляции.

  После проведения с учащимися 10 и 11 классов работы по формированию жизненных навыков у 61% увеличились волевые качества,  самооценка нормализовалась у 75%, коммуникативные качества усилились у 42%.

  Исследованы в динамике учащиеся 5-х классов. К окончанию учебного года у 15% повышены показатели школьной тревожности, связанной со страхом не соответствовать ожиданиям и страхом ситуации проверки знаний.

 

   Во II полугодии в школе была организована работа социальных педагогов Коробковой Ю.В. (в начальной школе) и Аликовой Л.П. (в средней и старшей школе). Социальные педагоги разработали план работы с детьми, требующими социальной поддержки.  Социальными педагогами посещено 12 неблагополучных семей, составлены социальные паспорта, проведено 8 заседаний совместно с классными руководителями, родителями обучающихся, инспекторами ОДН.

 

 

Результаты образовательной деятельности.

            На протяжении 3-х последних лет наблюдается стабильность в  качества знаний учащихся

 

Кол-во обучающихся

Качество обучения

2009-2010 уч. год

710

40%

2010-2011 уч. год

748

40%

2011-2012 уч. год

764

45%

  

Динамика качества знаний выпускных классов

по отдельным предметам за 2011г.,2012г.

  

Промежуточная аттестация

 

класс

ФИО

предмет

средний балл

средний балл

уровень качества

уровень качества

год

экз

год %

экз %

Горшкова Н.Н.

математика

4

4

79

76

Кузнецова И.Г.

математика

4

4

67

76

Кузнецова И.Г.

математика

4

4

85

85

Аликова Л.П.

русский язык

4

4

37

44

Аликова Л.П.

русский язык

3

3

33

50

Аликова Л.П.

русский язык

4

4

56

56

Красовская Е.Н.

геометрия

3,7

3,7

48

48

Тихонова С.М.

биология

4

4

77

77

Демидова Л.В.

география

3

3,7

56

62

Красовская Е.Н.

геометрия

3

3

46

46

Рючина В.В.

химия

4

4

61

71

Майорова Л.В.

физика

3

3

33

33

10

Иванцова И.В.

русский язык

3

3

25

25

10

Красовская Е.Н.

математика

3

3

13

21

 

 

ГИА по математике

класс

допущено к экзамену

ГИА в новой форме

5

4

3

2

средний балл

наибольший балл

Продолжение »